Пожалуй, это лучшее творение сегодняшнего "Москвича". Именно таким грезился он когда-то создателям - бесшумным, быстрым, экономичным. Только "родной" двигатель так и остался опытным образцом. Безжизненный моторный корпус стоит у Волгоградского проспекта памятником несбывшимся мечтам. Новое руководство поставило на "француза". Еще бы - фирма "Рено" прославилась на мировых гоночных трассах. А у владельцев "непрестижной" машины наконец-то появился шанс утереть нос пижонам на "девяносто девятых". Стоит тихонько нажать на газ, и 112 сил двухлитрового мотора F3R не оставляют им никаких шансов!
Вместе с тем, даже с довольно мощным двигателем машина на удивление экономична. В дальней дороге при крейсерской скорости около 120 км/ч расход бензина легко укладывается в 7 л/100 км. В городе, если минуешь пробки, обычно на литр больше.
А запуск! В любой мороз уверенный - и через несколько секунд можно ехать! О манипуляциях с "подсосом" и ритуальных действиях педалью газа (не перелить бы!) можно забыть. И никакого прогрева на месте, отравляющего и без того ядовитую атмосферу города.
В благодарность двигатель получал регулярное обслуживание и хорошее масло - "Тоталь кварц 9000" 5W40 SJ/CF. И за 30 тыс. км пробега подвел лишь однажды - неожиданно стал дергаться и глохнуть на малых оборотах. Отказал регулятор холостого хода. Чтобы добраться до гаража, пришлось снять большую из заглушек на регуляторе - и в обход закрытой на холостых дроссельной заслонки пустить порцию недостающего воздуха. Обороты, конечно, возросли, смесь обеднилась, но до цели доехали, и оказалось, что заедала забившаяся отложениями игла регулятора холостого хода. Увы, бензин бывает и второй и третьей свежести. После очистки и смазки все пришло в норму.
В другой раз мотор не захотел заводиться из-за того, что ночью злоумышленники украли... бензобак вместе с насосом! В магазине нужных деталей не оказалось, зато на толкучке сразу же предложили "бэушный" комплект, снятый, возможно, с нашего же автомобиля.
Бизнес на "оборотных" деталях к "москвичам" сегодня очень доходен. Не зря весь авторынок заклеен объявлениями типа "Куплю старые ШРУСы" и им подобными. Зачем берут старье - не секрет. С конвейера завода если и сходят машины, то давно уже не своим ходом - некомплект! Оборотистые "жучки" скупают полуфабрикат, дооснащают его, чтобы как-нибудь протянул пару сотен километров, и продают как новый. Ну кому взбредет в голову проверять на новой машине состояние тех же шарниров? А зря, с этой маркой бдительность нужна во всем. За бак с бензонасосом, между прочим, пришлось выложить 10 тыс. руб. и, естественно, никакого кассового чека.
Столь нам приятный могучий двигатель, похоже, не очень-то "понравился" коробке передач. Однажды, во время штурма "тягуна", в ней что-то громко щелкнуло - и передачи стали с поразительной легкостью самовыключаться. Как рассказывал дед, бывалые водители на этот случай возили специальную деревяшку. Воткнув "скорость", они ставили рогульку враспор между рычагом и "торпедо". Но для езды в плотном городском потоке совет вряд ли годится. Причина оказалась до смешного простой - лопнул винт, стягивающий "пакет" шестерен первичного вала. И заменить его можно было бы в два счета, сняв только заднюю крышку, но... Сам винт термообработан (не высверлишь!) и установлен на анаэробном герметике. Такая посадка по прочности едва уступает сварке. Вот и попробуйте извлечь из отверстия вала обломок, у которого и шляпки-то нет!
Нашему мастеру это каким-то чудом удалось (а может, на наш экземпляр герметика не хватило?). Иначе впору было бы заменить вал целиком. И кстати, вряд ли случайно злополучный крепежный элемент оказался таким страшным дефицитом! Отчаявшись, мы заказали партию на близлежащем "ящике". Пока что оборонное изделие служит исправно, но запасной винтик на всякий случай здесь же, в машине.
Опробуя "Святогор" после удачного ремонта, "тест-драйвер" раздавил передний указатель поворота. Вскоре выяснилось, что для "узкоглазой" модели он тоже большая редкость, а простой "москвичовский" не подходит. Обломки склеили и ездили так до тех пор, пока не купили то, что нужно, по случаю на рынке.
"Подкачали" шины. Самые обычные - нижнекамские "Кама-207" 185/65R14. Темперамент "Святогора-Рено" пришелся им не по вкусу. И если при резком старте со светофора визжащие покрышки тешат самолюбие, то внезапный срыв с траектории в повороте вызывает совсем другие эмоции. Очевидно, динамичному автомобилю нужна другая обувка.
Следующей жертвой скоростного мотора пало ветровое стекло. Щебенки на дорогах хватает и поймать взлетевший из-под колеса коллеги камень проще простого. Причем, чем быстрее гонишь, тем сильнее удар. В тот день дорога позволяла... Стекло это в "Святогоре" вклеено, и вместо получасовых манипуляций с веревкой возня с ремнабором и последующей сушкой заняла сутки. Говорят, что такое решение придает жесткость кузову на века! Но он и с обычным уплотнителем успевает сгнить гораздо раньше.
Все остальное - привычные "болячки", доставшиеся "Святогору" по наследству. Ничего нового - вытекли передние и задние амортизаторные стойки, скрипит панель приборов, сочится "Тосолом" уже третий радиатор отопителя.
Предыдущие текли по спайке сот с бачками. Ремонт крайне хлопотный и не всегда результативный - через неделю течет в другом месте. Но и новые покупать - не напасешься. Будем думать, как выйти из положения с наименьшими потерями. Вместе с тем, наш "Святогор" оказался на удивление теплым. За две зимы стекла ни разу не обмерзали.
Проведенные нами на машине изменения показаны на фото. Подслеповатый салонный светильник усилили плафоном от новой "Волги". Люминесцентный, расположенный в центре потолка, работает выше всяких похвал, освещая даже коврики под ногами. С таким светом все наши фонарики, разбросанные по салону тут и там (всего восемь), оказались ненужными. А вот те, что мы установили снизу в дверях, пригодились, не раз спасая от опрометчивого шага в ночную лужу. К сожалению, АО "Москвич" сидит в ней уже который год...